Защита генераторов постоянного тока и аккумуляторов от обратных токов
На самолете включение генератора на сеть должно происходить, когда его э. д. с. Ег станет больше напряжения сети 0С. При условии Er<zUc из сети в генератор потечет обратный ток, величина которого определяется равенством
, ис-Ег
Яя + Дщ*
где Rn и /?щ — сопротивление обмотки якоря и щеток генератора (обычно /?я>Ящ).
Так как в самолетных генераторах сопротивление RH мало (например, для ГСР-12000 /?я=0,0057 ом), то уже при небольшой разности Ос—Ет обратные токи могут достигать значительной 2* 35
величины. Обратный ток опасен как для генератора, так и для аккумуляторной батареи. Поэтому чтобы защитить генератор от обратных токов, применяются специальные аппараты, называемые дифференциально — минимальными реле — ДМР.
Д. МР выполняет следующие функции:
подключает генератор к сети, когда его напряжение выше напряжения сети на 0,3—0,7 в (0,2—1,0 в);
исключает включение генератора с неправильной полярностью в сеть;
отключает генератор от сети при определенной величине обрат ного тока и др.
На самолетах и вертолетах устанавливаются дифференциально-минимальные реле типов ДМР-400АМ, ДМР-600АМ, ДМР-400Д, МДМР-400Т, ДМР-600Т и др.
Устройство ДМР. Основными узлами ДМР являются поляризованное реле, контактор и ряд вспомогательных реле.
Поляризованное реле (рис. 29) имеет две стальные пластины (магнитопроводы) 5, между которыми установлены три постоянных магнита 6 (на рис. 29′ показан только один магнит). К пластинам прикреплены полюсные наконечники, между которыми помещается якорь 3 — стальная пластинка, поворачивающаяся вокруг оси А.
При пропускании тока по обмоткам 1, 2, как показано на рис. 29. справа якорь будет иметь северный полюс, а слева — южный. Магнитный поток при этом замыкается в цепи, показанной пунктирной линией — В результате якорь повернется против часовой стрелки н замкнет контакты К1.
При обратном протекании тока по обмоткам 1, 2 контакты К1 размыкаются. Так как реле не имеет противодействующей пружины, то при обесточенных обмотках якорь всегда занимает одно из крайних положений.
С помощью регулировочных винтов 4 к 7 устанавливаются соответственно напряжения срабатывания и обратный ток отклю-
Рис. 29. Принципиальная схема поляризованного реле ДМР |
чения поляризованного реле. Например, при ввертывании винта 7 уменьшается зазор между якорем и полюсными наконечниками а, что уменьшает величину м. д — с., обмоток 1 или 2, при которой происходит замыкание контактов К1.